Sonic Foundry Acid 1.00 - ЛУЧШАЯ В 1999-м. Часть 1.
Intro
Acid 1.00. Победитель этого года на
TEC Awards в номинации "Лучшая
программа". Чем же она так
приглянулась профессионалам от
мира звука?
Несомненно, новым подходом и
качественной его реализацией.
Существующие ныне компьютерные
системы мультитрекового рекординга
сложны и громоздки. Чтобы хорошо
освоить данные системы надо
прокорпеть над каждой как минимум
по году, чтобы понять все до
тонкостей.
Постепенно, вместе с тем на рынке
музыкального оборудования
развивалась еще одна технология -
сэмплеры. Они отличаются быстрым
процессом обучения, хорошими
алгоритмами обработки звука и
секвенсорной схеме хранения
информации. Очевидно, для того,
чтобы хранить данные в
мультитрековом рекордере надо
иметь большие объемы памяти на
жестком диске, так как все
запоминается практически в виде wav-файлов.
Сведение в секвенсоре позволяет
использовать гораздо меньшие
объемы памяти. Каким образом? Есть
набор сэмплов. В секвенсоре они
сводятся, расставляются эффекты, но
память тратится не на запоминание
уже обработанного трека, а на
уставки алгоритмов и информации о
расположении, что занимает гораздо
меньшие объемы памяти. Если для
компьютерных технологий даже 10 Мб
является не проблемой (современные
винчестеры уже выше 6Гб), то для
сэмплерных технологий наличие
такого количества памяти - большая
роскошь.
Идея внедрения "сэмплерной
схемы" в компьютерные
музыкальные технологии витала
давно. В основном, как это не странно,
считаю, развитие она получила от "игрушечных"
программ, дэнсмейкеров. Более
серъезное продолжение в Quartz Pro, B.Box,
Fruity Loops, Re-Birth 2.0. Наиболее
гармоничной по звуку и полифонии
сведения, была, конечно в Fruity Loops,
наиболее приближенной к "сэмплерному
мышлению" был Quartz Pro. Хотя многие
считают эту программу больше джингл-машиной
для радио из-за малого количества
алгоритмов обработки.
Программа Cubase очень близко
подошла к самой идее, но большое
количество несовершенств (о плохом
качестве звука на РС, я считаю,
многие говорят слушая то, что
сведено все-таки в Cubase), а также
стремление завоевать сразу все
рынки сделало программный продукт
очень громоздким, проблематичным. К
тому же отличаясь своим
пластмассовым аудио, программа не
заняло свое место под солнцем у
профи (хотя завоевание в области MIDI -
бесспорно…) К любому, кричащему, что
лучше старый Мак, чем новый РС,
обратись с вопросом: "А что ты на
РС видел?", ответ в ста процентах
из ста будет: "Cubase…". К чему я
это? Да все к тому же: технологии
записи, сведения, редактирования
имеют несколько качественных
направлений. И все не может и не
должно умещаться в одном продукте.
Иначе начинается перегруз
интерфейса, едятся ресурсы
аппаратуры, что-то приходится
ужимать и т.п., к тому же
пользователь становится зависимым
от развития продукта, а не от
развития технологий в целом.
ACIDPro выполнен как отдельный
программный модуль, не требующий
большого количества ресурсов от
аппаратуры (минимальные требования
Pentium-133) и содержит в себе
мультимедиа- Explorer, позволяющий
делать навигацию внутри программы
по сэмплам, хранящимся на
винчестере, блок FX, на место которых
можно вставлять плагины, подходящие
к SoundForge, секвенсорный блок, панель
управления и системный микшер,
сделанный в стиле Sonic Foundry. Помимо
этого можно отметить, что программа
имеет многократный UNDO и в качестве
звукового редактора вызывает SoundForge
или какой-либо другой звуковой
редактор.
Опции
Величина темпа в программе может
устанавливаться в пределах от 60 до
240 bpm (bpm - количество ударов в минуту,
кто еще не в курсе). По умолчанию
стоит от 75 до 200. Исправить сей казус
можно в меню Options - > Preferenсes (закладка
General). В появившемся окне Вы
увидите два окна управления
крайними положениями интервала.
Хочется отметить, что при работе с
программой, под консольным окном (окно
с названиями треков, ручками
громкости и т.п.) стоит регулятор bpm,
но работает он с шагом в одну
десятую. Поэтому, если Вы выставите
большой интервал, то появятся
неудобства с тем, что драгоценное
время потратится на большую
точность регулирования.
Не
выходя из окна Options - > Preferenсes (закладка
General) можно определиться еще с
одним параметром - количество FX-
модулей, задействованных в
программе. FX- модуль - это real-time
эффект, который будет задействован
в программе в качестве консольного.
Чем больше подключенных FX, тем
больше аппаратных ресурсов будет
задействовано при воспроизведении.
Максимальное количество FX в
программе 8. Этого вполне достаточно.
Идем
дальше. Options - > Preferenсes (закладка
Audio). Здесь устанавливаются
такие обычные параметры как частота
дисретизации и битрейт. Очевидно,
стоит обратить внимание на Playback
Buffering (в секундах). Если при
воспроизведении некоего файла
будут иметь место заикания,
притормаживания, то есть
возможность решить проблему
отрегулировав данный параметр. Хотя
заикания и приостановы могут быть и
по другой причине: много FX-плагинов
или какой-нибудь из оных очень
громоздок. Тогда надо пересмотреть
или параметры Вашего компьютера или
поискать замену этому плагину.
Sample Rate устанавливается в
зависимости от того, какую частоту
дискретизации поддерживает Ваша
аудиокарта. То же самое и
разрядность. Но, если Ваше
устройство поддерживает 20 бит, то
допускается выставление параметра
равного 24-м для достижения большего
качества.
Проведя со многих точек зрения,
полезные действия вернемся к
интерфейсу программы.
Под главным меню у нас расположены
консольная часть (слева) и визуально-трековая
(слева). Под ними находится
четвертая главная часть интерфейса
с закладками: Explorer, Properties, Mixer, FX1-FX8.
Интерфейс
Начнем с Explorer'а. Очень
напоминает Проводник (Explorer) из Windows.
Отличие - показывает и
воспроизводит только файлы с
поддерживаемыми расширениями,
каковыми являются wav и aif.
Причем файлы программа
воспринимает по разному. Она может
работать с Вашим файлом как с: